Рус Укр Eng
— Развернуть навигацию —

Василий Нимченко: В выводах Венецианской комиссии приоритет отдан нормам международного права, а не Конституции Украины

Уважение к Конституции Украины, как и к Конституционному Суду Украины, являющемуся «охранником» Основного Закона, должно быть основой деятельности парламента и исполнительной ветви власти, как это определено статьей 19 Конституции Украины.

Выводы Венецианской комиссии и Генерального директората по правам человека и верховенства права Совета Европы о законодательной ситуации относительно механизмов противодействия коррупции в Украине (от 9 декабря 2020 года) и относительно реформы Конституционного Суда Украины (от 10 декабря 2020 года) являются бесспорным доказательством легитимности решения Конституционного Суда Украины № 13-р/2020 от 27 октября 2020 года.

Несмотря на то что Венецианская комиссия ‒ совещательный орган Совета Европы по вопросам конституционного права и предоставленные заключения комиссии не являются юридически обязывающими и имеют лишь консультативный характер, не вызывает сомнений тот факт, что данное решение Конституционного Суда Украины № 13-р/2020 от 27 октября 2020 года подлежит безусловному исполнению государством. На этом и акцентирует внимание Венецианская комиссия: «...Конституционная роль Конституционного Суда должна соблюдаться, и Верховная Рада должна исполнять решение, интерпретируя его в свете конституционных основ государства и соответствующих международных стандартов, защищая общественные интересы, такие как борьба с коррупцией, в частности в судебной системе».

В своем заключении Венецианская комиссия соглашается с тем, что независимость судебной системы является основным принципом любого правового порядка, и подчеркивает, что Верховная Рада, Президент и Кабмин должны учесть замечания Конституционного Суда и принять законы для нормальной работы антикоррупционных органов как можно скорее.

Несмотря на манипуляции в прессе и посягательство некоторых политических деятелей на легитимность решения Конституционного Суда Украины № 13-р/2020 от 27 октября 2020 года, несмотря на то, что в обществе по-разному воспринимают конституционный кризис, Венецианская комиссия отмечает, что «парламент и исполнительная власть должны уважать роль Конституционного Суда Украины как "охранника" Конституции Украины и его решения должны исполняться».

Однако являются сомнительными рекомендации Венецианской комиссии о создании органа по отбору судей Конституционного Суда и необходимости наличия в этом органе международных экспертов и представителей гражданского общества, что, по мнению Европейской комиссии за демократию через право, позволит гарантировать надлежащие моральные и профессиональные качества кандидатов.

Возникает вопрос: почему именно международные эксперты должны выступать арбитрами и определять соответствующие моральные и профессиональные качества судей нашей страны? Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и Конституцией Украины предусмотрена процедура назначения судей КСУ, и это бесспорный факт. То есть указанные выводы Венецианской комиссии о создании органа для отбора кандидатов на должность судьи Конституционного Суда с «международным компонентом» и предостережения относительно заполнения текущих вакансий в КСУ только после усовершенствования системы назначений, в которой будет предусмотрен проверяющий орган (орган по отбору судей), ‒ это не что иное, как посягательство на независимость судебной ветви власти, что, по сути, противоречит Конституции Украины. Ни одна из статей Конституции Украины не предусматривает допустимость влияния на формирование законодательной или судебной системы со стороны общественных советов иностранных государств и введения иностранных экспертов в состав этих советов.

К сожалению, мы уже становимся свидетелями такой кажущейся «реновации», когда жизнеобеспечивающие органы власти, такие как Служба безопасности Украины, Офис генерального прокурора, Национальный банк Украины, формируются при непосредственном вмешательстве в их деятельность иностранных экспертов, цель которых ‒ реформировать еще и судебную систему. Однако создание таких рудиментарных органов власти, как Высший антикоррупционный суд, Государственное бюро расследований, Национальное антикоррупционное бюро Украины, статус и механизм деятельности которых не определены никакой нормой Конституции Украины и противоречат положениям статьи 6 Основного Закона, является условием Международного валютного фонда для получения очередных кредитов. Горько осознавать, что в этом процессе потери Украиной конституционного суверенитета и независимости Офис Президента Украины является марионеткой, выполняющей прихоти международных кредиторов.

Итак, в выводах Венецианской комиссии, по сути, приоритет отдан нормам международного права, а не Конституции Украины, хотя в соответствии со статьей 8 Конституции Украины международные акты принимаются на ее основе и должны соответствовать ей. Следовательно, выводы, противоречащие Конституции Украины, не могут быть учтены, тем более если они носят консультативный характер.

Неприятно даже предполагать, что Венецианская комиссия действует в соучастии с Международным валютным фондом и другими организациями. Но только так можно объяснить вмешательство в деятельность судебной системы Украины международных экспертов с прямым посягательством на суверенитет и территориальную целостность нашей страны в угоду международным «партнерам».

Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 года № 422/96-ВР был разработан группой отечественных специалистов ‒ Тимченко И. А., Мартыненко П. Ф., Нимченко В. И. и Шишкиным В. И. с привлечением международных знатоков конституционного права, а также при участии юристов Немецкого фонда международного правового сотрудничества и при непосредственном участии господина секретаря Венецианской комиссии Джанни Букиккио. Нормативный акт полностью базировался на принципах Конституции Украины, учитывая то, что Конституционный Суд является неотъемлемой составляющей суверенитета государства. В ходе законодательного процесса путем совместных консультаций с международными специалистами нами были определены основные положения Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», статус и механизм деятельности Конституционного Суда Украины, был установлен внутриведомственный акт деятельности КСУ ‒ Регламент Конституционного Суда Украины.

И такая практика автономии внутриорганизационной работы Конституционного Суда сложилась во многих странах Европы и мира, что свидетельствует о независимом статусе органов конституционной юрисдикции в иностранных государствах. Ни одна из норм закона в этой редакции не содержит указаний на участие международных экспертов в формировании судейского корпуса. То есть любое вмешательство иностранных экспертов или структур в формирование судейского корпуса и его кадровое обеспечение однозначно имеет квалифицирующие признаки посягательства на составляющую суверенитета государства.

В обнародованном заключении Венецианской комиссии относительно законопроекта № 3711 четко указано, что введение международных экспертов и представителей общественности в состав органа, осуществляющего контроль и проверку добропорядочности кандидатов, является временным. Поэтому возникает вопрос: что случилось, раз Венецианская комиссия изменила свою позицию по привлечению международных экспертов к формированию судейского корпуса? Что-то изменилось в конституционном праве или в фарватере правового регулирования статуса Конституционного Суда Украины? Или обязательства Украины перед международными «партнерами» и влияние «вашингтонских агентов» имеют приоритет перед Конституцией и суверенитетом Украины?

Подводя итоги сказанного, следует подчеркнуть, что выводы Венецианской комиссии имеют консультативный характер и отражают позицию комиссии, учитывая только нормы международного права, не учитывая при этом основные принципы конституционного строя Украины и постулаты Основного Закона. Любые предложения о предоставлении международным экспертам права определять процедуру отбора и соответствующие нравственные и профессиональные качества кандидатов на должность судей, безусловно, не только вредят суверенитету государства, но и являются унижением чести и достоинства представителей украинской правовой системы. Указанные выводы по своей сути не могут быть рычагом давления со стороны иностранных субъектов на Украину для выполнения международных обязательств по адаптации законодательства нашей страны к законодательству ЕС ценой территориальной целостности, независимости и суверенитета Украины.

 

Василий Нимченко,

народный депутат Украины от партии

«Оппозиционная платформа ‒ За жизнь»

Опубликовано: 16 декабря 2020
×
Присоединиться