Рус Укр
— Розгорнути навігацію —

План-концепция

ПЛАН - КОНЦЕПЦИЯ

урегулирования кризиса на Юго-Востоке Украины путём

поэтапного создания условий для реализации

Минских соглашений от 12.02.2015 года

 

Опросы общественного мнения, проводимые разными исследовательскими центрами, свидетельствуют о том, что урегулирование кризиса на Юго-Востоке Украины неизменно занимает первую строку в перечне наиболее актуальных проблем, требующих первостепенного внимания и разрешения. Причём больше всего людей беспокоят продолжающиеся боевые действия на Юго-Востоке, в результате которых погибают и/или получают ранения украинские граждане по обе стороны линии соприкосновения. Об этом практически во всех исследованиях говорят более 2/3 опрошенных. В то же время в украинском обществе существует консенсус в отношение того, что урегулирование кризиса военным путём крайне нежелательно и фактически невозможно.

Очевидно, что тупик, в котором оказался Минский процесс, в значительной мере обусловлен отсутствием политической воли сторон конфликта искать и находить компромиссные решения, а также атмосферой информационной войны, которая в последнее время нагнетается особенно активно.

Однозначным также является то, что вывод из тупика процесса урегулирования невозможен без учёта мнения граждан Украины, живущих по обе стороны линии соприкосновения.

Согласно социологическим исследованиям Центра «Социальный мониторинг» и Украинского института социальных исследований им. А. Яременко, проведенным в июне 2019 года, 38,5% населения Украины в целом выступает за вариант предоставления этим территориям особого статуса, предполагающего автономию в составе Украины и возврат в состав государства.

В случае постановки вопроса: «Если бы для мирного урегулирования конфликта на Донбассе потребовалось предоставить автономию в составе Украины неподконтрольным территориям Донецкой и Луганской областей (ДНР и ЛНР), вы бы поддержали такое предложение?» - такое решение поддержали бы 49,8% (уверены, что поддержали бы и скорее поддержали бы).

 


Поддерживаемые варианты решения проблемы неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей: июнь 2019 г.

 

 

 

 

Центр «Социальный мониторинг»,

Украинский институт социальных исследований им. А. Яременко

 

Ниже представлена Концепция поэтапного урегулирования кризиса, конечной целью которой является мирная реинтеграция территорий, ныне контролируемых властями ОРДЛО. Главное - в Концепции учитывается, с одной стороны, желание граждан Украины добиться урегулирования кризиса мирным путём, с другой стороны - интересы как тех граждан Украины, которые проживают на неконтролируемых Киевом территориях и хотели бы обретения Донбассом независимости от Киева (конечно, они будут удовлетворены не в полной мере, вместо независимости им будет предложено довольствоваться автономией региона), так и тех, кто ориентирован на получение особого статуса в составе Украины.

Концепция поэтапного урегулирования предусматривает участие на разных этапах Совета Безопасности ООН, глав государств «Нормандской четвёрки», Верховной Рады Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Кабинета министров, министерств и ведомств Украины, Трёхсторонней контактной группы, представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Настоящая Концепция утверждается главами государств «Нормандской четвёрки» и подлежит одобрению СБ ООН.

 

Этапы урегулирования

І этап      (законодательный)

Предполагает принятие украинской стороной ряда законодательных мер, направленных на «размораживание» минского процесса. Причем эти законодательные решения должны быть такими, которые вызывают минимальное несогласие у каждой из сторон конфликта.

Верховная Рада Украины принимает законы, которые позволили бы снять существующие сегодня барьеры между Украиной и временно неконтролируемыми ей территориями. Это барьеры политического, идеологического, экономического, финансового, социального и военного характера. Совет национальной безопасности и обороны отменяет все решения, устанавливающие режим блокады и иных экономических и финансовых ограничений относительно субъектов хозяйственной деятельности на неподконтрольной Киеву территории. Необходимо принять законы (ввести в действие принятые), предусмотренные «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений»:

1.1. Внесение изменений в Конституцию Украины;

1.2. Введение в действие принятого ранее Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»;

1.3. Принятие Закона об амнистии;

1.4. Принятие специального Закона о выборах в ОРДЛО;

1.5. Принятие Закона о свободной (особой) экономической зоне.

 

1.1.    Внесение изменений в Конституцию Украины

В статью 133 Раздела IX «Территориальное устройство Украины» Конституции Украины  вносится дополнение об Автономном регионе Донбасс (далее - АРД).

В Раздел X «Автономная Республика Крым» Конституции Украины вносится ряд изменений и дополнений.

Раздел меняет название, в которое вносится дополнение об Автономном регионе Донбасс. Добавляется упоминание об Автономном регионе Донбасс (АРД) в статьи 134 и 135, а также добавляются статьи 136-1, 137-1, 138-1 и 139-1, которые учитывают специфику (особенности) автономного статуса Донбасса и соответствуют п. 11 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» - см. также п.3.3. настоящего документа.

(приложение: Проект изменений в Конституцию Украины).

1.2.    Введение в действие принятого ранее Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (далее – «Закон об особом статусе»)

В настоящее время исключена возможность правоприменения принятого ранее Закона об особом статусе ОРДЛО. В закон необходимо внести изменения, отменив срок его действия, а также исключить предпосылки для начала действия этого закона.

1.3.    Закон об амнистии

Закон должен иметь всеохватывающее распространение действия с минимальными исключениями и быть аналогичным Закону от 21.02.2014 года «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины». Согласно этому закону, от уголовной ответственности освобождались лица, которые были участниками массовых акций протеста, начавшихся 21 ноября 2013 года по день  вступления в силу Закона.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов от 8.06.1977 г. (Протокол ІІ) – «по прекращении военных действий органы, находящиеся у власти, стремятся предоставить как можно более широкую амнистию лицам, участвовавшим в вооруженном конфликте, и лицам, лишенным свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, были ли они интернированы или задержаны».

Значимость требования о широкой амнистии возрастает в условиях, когда страна нуждается в достижении насколько возможно более эффективного национального примирения, свидетельствующего о наличии воли к сосуществованию приверженцев различных взглядов и совместному мирному урегулированию последствий военно-политического конфликта.

Так, в Колумбии при заключении мирного соглашения 2017 года с повстанческой группировкой Революционные вооруженные силы (РВСК) во главе с «Команданте Тимошенко» (Родриго Эчеверри)  амнистия не коснулась только обвиняемых в преступлениях против человечества, включая такие преступления, как массовые убийства гражданского населения. При этом лица, виновные в совершении преступлений против человечества, но сознавшиеся в содеянном, подлежали заключению сроком на 8 лет, а не сознавшиеся – сроком на 25 лет. Одновременно за РВСК было зарезервировано 10 мест в парламенте, в то время как государство финансировало их избирательную кампанию.

В 2002 году парламент Македонии принял закон о широкой амнистии местных албанских боевиков с исключением лишь для лиц, совершавших военные преступления. Согласно же Закону о содействии национальному единению и примирению ЮАР № 34 от 1995 г., как известно, были заложены широкие возможности для амнистии представителей обеих сторон конфликта. Здешняя юридическая система в лице представителей Конституционного суда исходила из того, что «если бы не амнистия, «исторический мост» [договоренность о переходе к демократии], возможно, даже не был бы сооружен».   Амнистия в Боснии и Герцеговине также осуществлялась в рамках широкого подхода: исключения из нее делались только за серьезные нарушения международного гуманитарного права. Особенно же широкий характер приняла амнистия в Афганистане по итогам достижения в 2017 г. соглашения о мире между правительством и группировкой «Хезбе-Ислами» Хекматияра, в рамках которой предполагается прощение даже за те преступления, в отношении которых иные широкие амнистии сохраняли санкции.

1.4.    Принятие специального Закона о выборах в ОРДЛО

После диалога о модальностях проведения местных выборов, как это предусмотрено п. 4 «Комплекса мер», принять Закон о выборах в ОРДЛО в соответствии с украинским законодательством и «Законом об особом статусе», а также о выборах в Верховную Раду АРД в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Украины.

1.5.    Закон о свободной (особой) экономической зоне ОРДЛО со специальным правовым режимом.

С целью реализации п. 8 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 12.02.2015 года данный закон должен быть направлен, в том числе, на сохранение традиционных экономических внешних связей ОРДЛО.

СЭЗ с особым режимом создаётся сроком на 10 лет.

Для управления свободной экономической зоной с особым режимом предполагается учредить Администрацию территориального управления СЭЗ, глава которой назначается и увольняется по представлению Председателя Совета Министров АРД Президентом Украины. На администрацию управления среди иных функций может быть возложено заключение соглашений о приграничном и трансграничном сотрудничестве в экономической сфере с хозяйственными субъектами других стран и соглашений о получении внешней помощи на восстановление инфраструктуры и развитие региона.

На территории СЭЗ должен быть установлен специальный правовой режим свободной экономической деятельности, вводящий особенное регулирование правоотношений в социально-экономической и гуманитарной областях. Целями создания зоны являются восстановление экономического потенциала региона, привлечение инвестиций, создание рабочих мест, создание новых и модернизация имеющихся производств, воссоздание инфраструктуры, обеспечение жизнедеятельности энергогенерирующих и энергоснабжающих комплексов, объектов газо- и теплоснабжения.

На территории СЭЗ предполагается ввести льготные налоговые, таможенные и валютно-финансовые условия деятельности национальных и иностранных субъектов хозяйствования.

(приложение: Проект Закона о СЭЗ).

 

ІІ  этап    (административный)

Предполагает (в качестве цели) формирование в рамках украинского законодательства и признанных международным сообществом органов власти и управления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).

2.1.    Создание Координационного центра (КЦ)

КЦ осуществляет координирующую функцию на всех этапах урегулирования – вплоть до формирования органов власти и управления на этих территориях на основании внесения изменений в Конституцию Украины и восстановления полного контроля Украиной над границей с Россией.

КЦ — это орган технический, а не политический. Его функция — содействовать обеспечению безопасности жителей, восстановлению нормальных условий экономической деятельности, выполнению социальных обязательств, совместно с ОБСЕ и другими международными организациями оказать необходимую поддержку проведению демократических выборов в местные органы власти и Верховную Раду Автономного региона Донбасс на территории Автономного региона Донбасс. В функции КЦ не входит решение концептуальных политических вопросов.

Создание Координационного центра должно стать результатом достижения политического согласия о принципах урегулирования между сторонами конфликта при содействии глав государств «Нормандской четвёрки». В состав КЦ входят представители Украины, России, ОБСЕ и ОРДЛО.

Проект положения о КЦ и предложения по составу и руководству КЦ готовит Трёхсторонняя контактная группа совместно с представителями ОРДЛО. Положение по руководству и составу КЦ подлежит утверждению в «нормандском формате». На заседании «Нормандской четвёрки» утверждается также Проект резолюции Совета Безопасности ООН, в котором излагается Концепция поэтапного урегулирования кризиса на Юго-Востоке Украины.

Примером эффективности урегулирования может служить Эрдутское соглашение о статусе Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, которое подписали представители Хорватии и сербские власти этого региона. В результате война была прекращена, а регионы реинтегрированы в состав Хорватии. Соглашение было утверждено решением Совета Безопасности ООН, который и создал Переходный орган Организации Объединённых Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема.

Деятельность КЦ завершается после избрания органов власти и управления Автономного региона Донбасс согласно внесённым изменениям в Конституцию Украины, регламентирующим особый статус Донецкого региона в соответствии с п. 11 «Комплекса мер».

 

ІІІ этап

Порядок реализации Концепции предусматривает последовательность следующих шагов:

3.1.    Утверждение Концепции урегулирования кризиса на Юго-Востоке Украины путём поэтапного создания условий для реализации Минских соглашений от 12.02.2015 года.

3.2.    Создание Координационного центра.

3.3.    Внесение изменений в Конституцию Украины Верховной Радой. Изменения предусматривают создание в составе Украины Автономного региона Донбасс (АРД).

3.4.    Приведение законодательства Украины в соответствие с новой редакцией Основного Закона. В частности, внесение изменений и дополнений в бюджетное, налоговое и таможенное законодательство, принятие внутригосударственного договора относительно разграничения полномочий АРД и центра.

3.5.    Принятие Закона об амнистии, специального Закона о выборах АРД, Закона о свободной (особой) экономической зоне и введение в действие принятого ранее Закона об особом статусе ОРДЛО с учетом внесенных изменений в Конституцию Украины касательно АРД.

3.6.    Правовой статус Автономного региона Донбасс в составе Украины закрепляется в новой редакции Конституции и законах Украины и предполагает следующие основные принципы:

  • На территории АРД действуют законы и Конституция Украины.
  • Автономный регион Донбасс является неотъемлемой частью Украины, наделенной особым юридическим статусом с правом на самоуправление через территориальные громады (их объединения), на формирование органов представительной и исполнительной власти с целью обеспечения экономического развития региона и удовлетворения потребностей населения в решении гуманитарных вопросов в сфере образования, культуры, религии, языка и самобытности.
  • Институциональным актом АРД является Конституция АРД, которая принимается Верховной Радой АРД и вступает в действие после ее утверждения законом Украины, принятым Верховной Радой Украины.
  • На конституционном уровне в АРД учреждается высший представительный орган власти — Верховная Рада Автономного региона Донбасс и высшая государственная должность - Председатель Совета Министров АРД.
  • Верховная Рада является коллегиальным представительным органом территориальных громад (их объединений) – жителей, населяющих соответствующую территорию АРД, и высшим органом власти АРД. Верховная Рада уполномочена утверждать состав Совета Министров АРД, бюджет АРД, назначать выборы депутатов Верховной Рады АРД, организовывать и проводить местные референдумы, утверждать структуру и численность муниципальной милиции, систему учреждений судебной власти, согласовывать вопросы назначения и увольнения прокурора, руководителей СБУ и МВД, реализовывать религиозные, культурные и языковые права, решать другие вопросы, которые входят в ее компетенцию в соответствии с Конституцией и законами Украины.
×
Приєднатися