Рус Укр
— Развернуть навигацию —

Введение оборота земель сельскохозяйственного назначения идет вразрез с экономическими интересами

25 сентября 2019 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован правительственный проект Закона Украины № 2178 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения», которым с 1 октября 2020 года снимается запрет на приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Стоит отметить, что именно введение рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения рассматривается правительством как безальтернативный и единственный стратегический приоритет развития национальной экономики на среднесрочную перспективу. Впрочем, учитывая нынешние социально-экономические предпосылки, а также макрофинансовую конъюнктуру в целом, введение рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения противоречит национальным экономическим интересам и интересам граждан Украины.

Во-первых, введение рынка сельскохозяйственных земель в нынешних условиях для украинских граждан ‒ собственников паев будет сопровождаться чрезмерно высокими трансакционными издержками, связанными с переоформлением права собственности. К примеру, стоимость нотариальных услуг относительно переоформления, стоимость разработки технической документации по восстановлению границ земельного участка, стоимость экспертной оценки земельного участка перед осуществлением операций купли-продажи, а также уплата налогов составят в общей сложности 60% от стоимости земли.

Во-вторых, учитывая ориентировочную стоимость 1 га сельскохозяйственных земель ‒ $700–$1000 (в зоне Полесья стоимость 1 га может составлять $600), в Украине необходимо не продавать землю, а развивать институт долгосрочной аренды земли. Смогут ли 71% граждан Украины с уровнем среднедушевых эквивалентных общих доходов в месяц ниже $190 купить землю по этим ценам? Очевидно, что нет. Напротив, по данным Института аграрной экономики НААН Украины, за I полугодие 2019 года самая высокая цена аренды одного гектара сельскохозяйственных угодий государственной собственности зафиксирована в Кировоградской области – 8,4 тыс. грн, а среднегодовая арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения в Украине для земель государственной собственности достигла 120 евро/га, что существенно превышает соответствующие показатели в ряде стран ЕС.

При этом она превысила плату за арендуемые угодья в Словакии (50 евро/га), Латвии (57 евро/га), Эстонии (58 евро/ га), Хорватии (69 евро/га), Литве (99 евро/га) и Чехии (104 евро/га), а также приближается к уровню соответствующего показателя в Словении (134 евро/га), Испании (148 евро/га), Венгрии (160 евро/га) и Швеции (160 евро/га). В ряде регионов Украины: в Хмельницкой (278 евро/га), Винницкой (255 евро/га) и Полтавской (237 евро/га) областях по землям государственной собственности, а также в Черкасской (250 евро/га) в отношении частных земель ‒ арендная плата за сельхозземли уже превысила уровень Франции (215 евро/га), Люксембурга (244 евро/га) и приближается к показателям Австрии (288 евро/га) и Ирландии (295 евро/га).

В-третьих, сохраняется высокая вероятность того, что цена на земли сельскохозяйственного назначения будет меньше их реальной рыночной стоимости из-за того, что разделение на паи данной категории земель в начале 2000-х годов фактически означало парцелляцию/измельчение целостных земельных массивов, что привело к снижению их инвестиционной привлекательности. В этих условиях консолидация земель в целостные земельные массивы (а соответственно, и рост цены их продажи) является крайне проблематичной, поскольку значительная часть земель передана в аренду, другая часть используется домохозяйствами.

В-четвертых, площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, составляет 10,4 млн га, это порядка 24,5% площади земель сельскохозяйственного назначения в целом по Украине. Учитывая тот факт, что ранее земля сельскохозяйственного назначения была распаёвана среди 7,5 млн граждан Украины, оставшиеся 24,5% площади должны быть распаёваны между гражданами, которые ее еще не получили, в первую очередь между людьми с небольшими доходами и большим трудовым стажем.

В-пятых, если руководство Украины так пытается преодолеть сырьевую направленность экспорта и производства в сельском хозяйстве, необходимо развивать перерабатывающую промышленность, животноводство, сельскохозяйственное машиностроение, создавать стимулы для модернизации водохозяйственно-мелиорационной инфраструктуры, пересмотреть асимметричные и дискриминационные условия зоны свободной торговли с ЕС, обеспечить систему льготного кредитования длинными и дешевыми финансовыми ресурсами (в т. ч. лизинг), использовать опыт стран Европейского Союза по созданию целевых фондов в сельском хозяйстве, создавать стимулы по увеличению удельного веса продукции с высокой добавленной стоимостью в общем аграрном экспорте.

В-шестых, напомню, что главным приоритетом в программе Политической партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» является сохранение земли в собственности украинских селян, а вопрос открытия рынка с/х земли возможен исключительно по результатам общенационального референдума. Как показывают результаты последних социологических исследований, эту идею поддерживают и подавляющее большинство граждан страны. По данным Киевского международного института социологии, более половины населения не одобряют отмену моратория на продажу земли (52%), а по мнению 64% украинцев, вопрос продажи земли сельскохозяйственного назначения должен решаться на референдуме. По данным Социологической группы «Рейтинг», 74% граждан считают, что решение о введении продажи земель сельскохозяйственного назначения в Украине должно приниматься на всеукраинском референдуме, 73% – против введения продажи земли сельскохозяйственного назначения. Акцентируя внимание на результатах социологических исследований, председатель Политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук отметил, что «такие данные соцопросов не просто разгромны для команды президента, они ставят крест на попытке Зе-реформаторов в турборежиме запустить продажу земель сельскохозяйственного назначения».

 

Александр Колтунович,

народный депутат Украины IX созыва,

«Оппозиционная платформа – За жизнь»

Опубликовано: 9 октября 2019
×
Присоединиться