Рус Укр
— Развернуть навигацию —

Вектор постправды, или Очередной макроэкономический лайфхак

«Футурологи иногда ошибаются», – безрадостно констатировал гарант на Киевском международном экономическом форуме-2019, комментируя отсутствие нашего государства на мировой технологической и экономической карте будущего. Впрочем, это всего лишь слова слишком амбициозной и одновременно неэффективной украинской власти, которая, подменяя понятия инноваций, креативной экономики и диджитализации, культивирует технологическую деградацию страны. Кто сомневается, посмотрите долю инновационной продукции в структуре промышленной (0,8%), а также объем финансирования науки в Украине и за рубежом. Еще одним печальным итогом проводимой в стране цифровизации по-прежнему остается обязательное наличие бумажного вкладыша формата А4 к пластиковой ID-карте.

На состоявшихся в 2019 году президентских и парламентских выборах украинский народ вынес безапелляционный приговор провальной политике предыдущей власти, избрав принципиально иную команду и вектор развития страны. Предполагалось, что в Украине в скором времени произойдут системные институциональные трансформации, завершится конфликт на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а предложенная обществу  экономическая модель раз и навсегда искоренит бедность.

Вместе с инициативами гуманитарного характера стране, помимо прочего, пообещали: экономический рывок, инвестиционный бум, экспортную экспансию, экономический паспорт и новую технологическую эру. Впрочем, под брендом президентской команды к власти пришли все те же старые-новые лица. Как следствие, предложенный вектор (программа и бюджет) развития Украины на среднесрочную перспективу определил следующие приоритеты: продажу земель сельскохозяйственного назначения; приватизацию стратегических объектов, которые до последнего времени не подлежали приватизации; аренду государственного и коммунального имущества. В тренде турборежима парламент принимает неотложные президентские законопроекты о полупроводниках, о совершенствовании правовой охраны географических указаний, а также о внесении изменений в Регламент ВР. В стране провозглашается курс на либертарианство. Но где результаты?

А результаты их деятельности таковы. В проекте госбюджета-2020 субсидии урежут до 47,6 млрд грн. Прожиточный минимум вырастет к концу 2020 года лишь до 2 189 грн, минимальная заработная плата – до 4 723 грн, минимальная пенсия ‒ до 1 739 грн, возрастет дефицит Пенсионного фонда – до 172,6 млрд грн. Параллельно Кабмин с 1 мая 2020 года устанавливает дополнительные преграды для назначения субсидий и поднимает удельный вес коммунальных платежей в доходах семьи с 15% до 20%. Впрочем, главное – в проекте госбюджета на 2020 год запланировано привлечение дополнительных заимствований в размере 365,2 млрд грн, или 33,4% доходов бюджета страны. Корреляции в приоритетах и решениях задач нет. Представители шоу-бизнеса даже не пытаются решать актуальные экономические задачи по развитию высокотехнологичных секторов промышленности, модернизации энергетического комплекса и коммунальной инфраструктуры, преодолению бедности в стране, стараясь всего лишь хайпануть в целях сохранения электоральных симпатий к гаранту.

На этом фоне экономика Украины завершает 2019 год с серьезными структурными проблемами. Во-первых, рекордная задолженность по выплате заработной платы, которая по состоянию на 01.10.2019 достигла отметки в 3,141 млрд грн. Во-вторых, падение промышленного производства по итогам октября в годовом выражении на 5,0%. В-третьих, рост государственного и гарантированного государством долга до $82,95 млрд. В-четвертых, невыполнение доходной части бюджета по итогам 10 месяцев текущего года на 9,9% от плана. В-пятых, отрицательное сальдо торгового баланса в $7,1 млрд, а также дефицит платежного баланса. Все это и многое другое свидетельствует лишь об одном – предложенные экономические меры являются недостаточно значимыми, чтобы оказывать необходимое влияние на макроэкономику и социальную сферу. То, что называют «амбициозным планом реформ», на практике – построение аграрно-сырьевой модели (придатка), а заявленная политика либертарианства – пример капитуляции Киева в глобальной экономико-технологической конкурентной борьбе.

Украина продолжает двигаться в неправильном направлении. Это подтверждает падение страны в 2019 году в Индексе глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума (World Economic Forum) с 83-го на 85-е место из 141 страны мира. В 2013 году Украина занимала 76-ю позицию в этом рейтинге. Впрочем, это результат технологической отсталости страны и низкой производительности труда.

А теперь о реальном месте Украины в мире. По данным Всемирного банка, в 2018 году ВВП Украины в расчете на душу населения составил $3 095 (последнее место в Европе), тогда как в Польше – $15 424, Румынии – $12 301, России – $11 300, Казахстане – $9 331, Турции – $9 311, Болгарии – $9 272, Беларуси – $6 290, Молдове – $3 189.

По размеру официальной средней заработной платы Украина также занимает последнее место в Европе. Среднемесячная заработная плата в Украине в январе ‒ сентябре 2019 года составила 10 260 грн, или $389, тогда как уровень средней заработной платы в Молдове по итогам II квартала 2019 года ‒ $420. Согласно данным Eurostat, самые низкие минимальные зарплаты по итогам первого полугодия 2019 года среди стран Евросоюза зафиксированы в Болгарии (€286), Латвии (€430), Румынии (€446), Венгрии (€464), Хорватии (€505). К примеру, минимальная заработная плата в Украине составляет всего лишь 4 173 грн ($170, или €153,6).

Согласно ежегодному докладу Global Wealth Report швейцарского банка Credit Suisse, по состоянию на середину 2019 года уровень благосостояния на душу населения в Украине составляет $8 792, тогда как в Молдове – $12 804, в России – $27 381. В Европе он составляет $153 973, в мире – $70 849. Согласно данным исследования GfK Purchasing Power Europe 2019, Украина занимает последнее место по покупательной способности среди 42 стран Европы с показателем €1 830 на душу населения. Средний показатель в Европе в 2019 году в 8 раз превышает показатель Украины и составляет €14 739.

Прогнозы международных финансовых институтов также не в пользу Украины. Аналитики Всемирного банка в Украине отметили: «Чтобы Украина смогла выйти на уровень богатой страны и обеспечить лучшие стандарты жизни, ей надо расти на 4% не два квартала или два года, а где-то 30 лет. Создала ли Украина соответствующие условия для этого? Наша оценка показала, что пока этого не произошло». По прогнозам ВБ, умеренный уровень бедности (согласно национальной методологии Всемирного банка для Украины) к концу 2019 года составит 14,5%. Нашу страну все чаще сравнивают с Гватемалой и Латвией, которые потеряли свои сельскохозяйственные земли в угоду международным финансовым институтам.

Что касается ускоренных темпов экономического роста нашего государства, отмечу: согласно прогнозу Всемирного банка рост ВВП Украины в 2019 году составит 3,6%, прогноз МВФ по Молдове практически такой же ‒ 3,5%. Более того, самые высокие темпы роста ВВП среди стран СНГ в первом полугодии текущего года продемонстрировал Таджикистан – 7,5%. На втором месте по этому показателю Армения – 7,1%, на третьем – Туркменистан (6,2%). Напомню, Украина показывает 3,6%. К тому же в 2020 году тенденции экономического развития Украины могут быть ограничены ввиду отсутствия контракта на транзит и возможных негативных процессов на мировых рынках.

Впрочем, об уровне экономического развития лучше всего свидетельствуют данные не о темпах роста, а о номинальном объеме ВВП. Если ВВП Украины за 2018 год, по данным Всемирного банка, составлял $130,8 млрд (в 2013 году было $183,3 млрд), то ВВП Турции – $766,5 млрд (19-е место в мире), Польши – $585,8 млрд (21-е место), Румынии – $239,5 млрд, Венгрии – $155,7 млрд, Словакии – $106,4 млрд, Беларуси – $59,66 млрд. Замыкает список 20 крупнейших экономик мира Швейцария с показателем $705,5 млрд. Вот где реальное место Украины на мировой экономической карте.

Пока в Украине дискутируют об актуальности проектов по распродаже земли, мир переживает очередную экономическую трансформацию ‒ начинается совершенно новый этап технологической эпохи. Дубай строит Кремниевую долину на базе Expo. Китай реализует план по созданию на юге страны зоны ускоренного экономического и инновационного развития. Ставится задача превратить к 2035 году регион Большого залива, который включает Гонконг, Макао и девять городов провинции Гуандун, в высокоразвитый центр технологий, инноваций и экономической активности.

Политическая партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» делает ставку именно на завтрашний день и предлагает принципиально иную – инновационно-технологическую ‒ модель развития страны, поскольку именно сверхсовременные технологии определяют сегодняшнее и будущее, а значит, и уровень жизни людей. Наряду с технологическими задачами для Украины жизненно важно сформировать стимулирующую интеграционную, бюджетную, монетарную, фискальную, регуляторную, промышленную, инновационно-инвестиционную политику. Украине необходимо создавать уникальные и максимально выгодные условия для стимулирования высокотехнологичных секторов промышленности, экономического роста, двигаться по пути инновационной модернизации. Об этом уже говорил ранее председатель Политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук: «Мы будем отстаивать радикальное изменение экономического курса, необходимость пересмотреть вопросы зоны свободной торговли с ЕС. Мы не выступаем против Евросоюза. Мы за ассоциацию с ЕС. Но мы хотим построить Европу у нас в Украине». Именно предложенные стратегические приоритеты обеспечат кратное увеличение ВВП и повышение уровня жизни граждан Украины, а главное – построение Европы у нас, в Украине.

Александр КОЛТУНОВИЧ,

председатель подкомитета по вопросам государственной экономической политики Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития, народный депутат Украины IX созыва

Опубликовано: 27 ноября 2019
×
Присоединиться