Рус Укр
— Развернуть навигацию —

О роли оппозиции в парламенте и политологическом невежестве

Похоже, у «политослова» Фесенко (назвать его политологом язык не поворачивается) отпуск – особо не напрягаясь, он клепает новые статьи на основе старых. Основной месседж тот же: президент лучше всех. Ну и, конечно же, его политическая сила. А чтобы создать контраст (лучше кого?), Фесенко решил идти проторенным путем: унижать и оскорблять оппозиционные силы. Утверждать, что они обречены на «глухое оппозиционное гетто в новом парламенте».

То, что подобные заявления как минимум не этичны, очевидно. Как очевидно и то, что играться со словом «гетто» недопустимо ‒ особенно в стране, для части населения которой во время Великой отечественной гетто стало страшной реальностью. Если бы статья с подобным вольным использованием слова «гетто» была опубликована в европейской прессе ‒ немецкой или польской, автор отвечал бы по закону.

Неуместны подобные заявления еще и потому, что, хотя оппозиция действительно представляет собой меньшинство, именно это меньшинство всегда выполняло важную функцию контроля по отношению к власти. К тому же «Оппозиционная платформа ‒ За жизнь», которую всячески пытается принизить Фесенко, заняла второе место среди партий, прошедших в парламент. 43 места в Верховной Раде означают доверие 2 млн граждан Украины! И это немало. Так что господин Фесенко о меньшинстве с таким объемом поддержки пусть лучше расскажет литовскому государству с населением 2,9 млн человек или венгерскому, где чуть более 9 млн граждан.

Вообще, учитывая то, какие политические силы и в каком соотношении будут представлены в парламенте, «политослову» есть о чем задуматься и есть что анализировать. И прежде всего, насколько эффективной будет деятельность Верховной Рады, учитывая беспрецедентную для украинского парламентаризма ситуацию ‒ 254 депутата от одной политсилы? Тут важнее не то, кто с кем будет объединяться и кто станет буферной партией для получения конституционного большинства, ‒ важнее новые вызовы, с которыми, возможно, придется столкнуться ВР. Приемлемо ли будет оперировать понятием «коалиция», учитывая отсутствие необходимости постоянного объединения в парламенте в соответствии с Регламентом ВР? Впрочем, чтобы дать аргументированные ответы на эти интересующие общество вопросы, нужно мыслить аналитически, что для Фесенко сложно.

Интересует общество и то, как будет формироваться руководящий состав Верховной Рады, ведь закон об оппозиции так и не принят. Правда, новая политсила, получившая, по сути, всю полноту власти, обещала обеспечить все атрибуты развитого гражданского общества, включая плюрализм мнений во всех сферах жизни, конструктивную критику, общественную дискуссию.

Единственной реально оппозиционной силой по отношению к правящей партии является «Оппозиционная платформа ‒ За жизнь». Исходя из предписаний Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» и Регламента ВР о пропорциональном распределении руководства комитетов с учетом количественного состава фракций, именно ее представителей следует избрать вице-спикером ВР и как минимум руководителями трех парламентских комитетов. Такова идеальная законодательная формула работы правящей партии с оппозицией, используемая в развитых странах. Как будет в ВР IX созыва ‒ посмотрим.

Оппозиция так же важна, как и власть, они взаимно дополняют друг друга. Власть не существует без оппозиции, как и оппозиция без власти. Поэтому любые попытки власти отстранить представителей оппозиции (а о своей оппозиционности к власти заявила только «Оппозиционная платформа ‒ За жизнь») от управления «артериальными», жизненно важными для государства сферами жизни противоречат Основному Закону, которым предусмотрено, что общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического и идеологического многообразия (статья 15 Конституции Украины).

Для функционирования демократического парламента необходима система сдержек и противовесов, а именно ‒ предоставление оппозиции реальных инструментов для осуществления контроля за властью, использование которых не даст власти совершать ошибки и предотвратит возможные злоупотребления.

Можно констатировать, что «оппозиционность» других политических партий, прошедших в ВР, основывается фактически на личной неприязни к партии власти, сформировавшейся еще во время президентской кампании, и об идеологических разногласиях речь здесь не идет.

«Оппозиционная платформа ‒ За жизнь» не просто считает своей главной целью максимально быстро добиться мира в стране, но и делает все, чтобы власть осознала: создание предпосылок для установления мира в Украине – самая важная стратегическая задача, отправная точка для развития страны. Без этого успешная, процветающая Украина просто невозможна. Без восстановления мира в стране начинать любые реформы по меньшей мере безответственно и расточительно.

За 5 лет стало понятно, что Запад, занимающий по большей части созерцательную позицию, нам не в помощь, что действовать нужно самим, опираясь на Минские соглашения. И что нужны прямые переговоры, чтобы урегулировать конфликт.

Хотелось бы, чтобы власть осознала и то, что вопрос иностранного инвестирования можно поднимать при условии нормального функционирования государства по периметру всей государственной границы. И нельзя привлекать иностранный капитал, используя самый ценный и невосполнимый актив государства – землю, как это уже делает новый президент за пределами страны. Возникает вопрос: почему до принятия решения относительно рынка земли непосредственно Украинским народом глава государства заявляет об открытии этого рынка и свободном доступе на него в ближайшее время для иностранных контрагентов?

Это не инвестиции. Это предложение к покупке атрибутов государства, без которых оно не будет существовать в том виде, который предполагает суверенитет, независимость. Потому что, если так просто президент говорит о продаже пахотной земли, то так недалеко и до разговоров о цене за оккупированные земли в Крыму, как предлагал президент Чехии Земан, и до договора купли-продажи отдельных регионов Донецкой и Луганской областей. Пусть все это останется только рассуждениями о последствиях открытия рынка земли, так как в случае претворения в жизнь это полностью обнулит независимость государства Украина.

К тому же тот факт, что озвучено количество пахотных земель в 40 млн га (всего у нас 41,6 млн га сельскохозяйственных земель), готовых к продаже, немного обескураживает. Ведь почти 11 млн га уже обрабатываются, причем не лично собственниками паев, а в интересах крупных собственников, поэтому с цифрами явно путаница. Хочется надеяться, что это просто ошибка нерадивых спичрайтеров, готовивших для президента текст выступления на бизнес-форуме, и земля останется в собственности народа Украины, как предписывает статья 13 Конституции. Ведь народ делегировал органам власти право реализовывать политику только в интересах государства Украина, управлять, а не распоряжаться на свое усмотрение невосполнимыми ценностями государства.

Защищая суверенитет и территориальную целостность государства, лидер «Оппозиционной платформы ‒ За жизнь» В. Медведчук и его единомышленники противостоят инициативам власти продать все то, что принадлежит народу Украину. При этом все силовые структуры обязаны защищать право собственника на землю, предотвращать рейдерство, которым в последние годы охвачена страна. Без референдума вопрос открытия рынка земли не будет внесен в повестку дня ВР ‒ оппозиция сделает все, чтобы не допустить этого. Ведь для того и нужна оппозиция, чтобы контролировать власть и защищать права украинцев.

 

Василий Нимченко,

народный депутат от партии

«Оппозиционная платформа ‒ За жизнь»

Опубликовано: 15 августа 2019
×
Присоединиться