Рус Укр
— Развернуть навигацию —

Евроинтеграция Украины вразрез с национальными экономическими интересами

8 июля 2019 года в Киеве состоялось заседание 21-го саммита Украина – ЕС. По итогам саммита стороны в совместном заявлении  подтвердили неизменную приверженность укреплению политической ассоциации и экономической интеграции Украины с ЕС на основе Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ). Также выражены ожидания относительно дальнейшего усиления экономической интеграции и регуляторного сближения в сферах цифровой экономики, содействия торговле, таможенного сотрудничества в рамках Соглашения об ассоциации.

При этом иллюзия выбора европейского вектора экономической интеграции продолжает насаждаться в сознании общества. В совместном заявлении 21-го саммита Украина – ЕС имел место факт бесстыдной и циничной манипуляции: «Мы приветствовали успех углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, которая способствовала увеличению двусторонней торговли на около 50% с начала ее применения в январе 2016 года». Здесь сразу отмечу, что сравнение с началом 2016 года является манипуляцией, поскольку в рамках переходного периода ЕС сохранял для украинских товаров право беспошлинного доступа на европейский рынок. Если же говорить о двустороннем товарообороте между Украиной и ЕС за пять лет, то его объем практически не изменился (+1,6%) ‒ с $43,7 млрд (в 2013 году) до $44,4 млрд (в 2018 году).

Говоря о подписанном Соглашении об ассоциации, которое предшествующая власть, к всеобщему удивлению, парафировала без официального перевода на английский язык, следует отметить, что вместо декларируемых дополнительных возможностей в рамках УВЗСТ с Евросоюзом наша страна получила дополнительные преграды. Ассиметричные и дискриминационные условия превратили национальную экономику в сырьевой придаток ЕС, а обещанная экспансия на более емкий и платежеспособный европейский потребительский рынок в 500 млн человек, как и заработная плата в €1000, оказалась лицемерием.

Несоответствие украинской продукции требованиям ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля, а также техническим регламентам и стандартам ЕС требовало дополнительных финансовых вливаний. Заложенный курс на УВЗСТ, по оценкам правительства, требовал порядка €165 млрд на протяжении 10 лет. И это при том, что, по данным Минфина, расходная часть бюджета Украины на 2019 год запланирована (исходя из прогнозного курса) в объеме €33,75 млрд ($37,8 млрд). Вследствие чего за пять лет официальный Киев попросту провалил свое домашнее задание по  имплементации европейских технических регламентов и стандартов в отечественную практику.

По данным Комитета ВРУ по вопросам европейской интеграции, Украина в законодательной плоскости не выполнила даже 30% от ранее установленного плана имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС.  По их данным, большинство из регламентов ЕС даже не переведены на украинский язык, не говоря уже об их фрагментарной гармонизации/аппроксимации/конвергенции.

В подтверждение тезиса о деструктурировании национальной экономики в сторону сырьевой направленности приведу другие официальные данные Госстата. Исходя из товарной структуры экспорта на рынки ЕС по итогам 2018 года, 22,0% – это недрагоценные металлы (черные металлы), 18,3% – продукты растительного происхождения (зерновые), 13,4% – минеральные продукты (руды). Напротив, экспорт готовых пищевых продуктов составил всего 4,5%, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства – 0,8%. Украина на сегодняшний день фактически не производит, а, наоборот, покупает локомотивы, судна и вертолеты в ЕС и США.

Не в пользу ассоциации с ЕС и общие экспортные показатели Украины. Согласно данным ГФС, по итогам 2018 года доля стран ЕС в общем объеме экспорта товаров Украины хоть и возросла до 42,6%, или $20,1 млрд (против 26,2% и $17,9 млрд в 2011 году), но, говоря о прямых экспортных потерях в сравнении с 2013 годом, отмечу, что согласно нашим расчетам, в торговле с ЕС экономика Украины недополучила суммарно за 5 лет $2,4 млрд. Здесь стоит противопоставить суммарные экспортные потери Украины в торговле со странами СНГ за соответствующий период в $62 млрд. А значит, никакого обещанного в 2013 году замещения евразийских рынков европейскими так и не произошло. К тому же отрицательное сальдо двустороннего товарооборота между Украиной и ЕС в прошлом году составило $4,2 млрд.

В результате смены вектора экономической интеграции Украины только в экспорте товаров на внешние рынки наша страна сократила ежегодные объемы за пять лет на 25,3%. Это привело к тому, что ВВП Украины в сравнении с тем же 2013 годом сократился на 32%, снизившись по итогам 2018 года до 63,5% от уровня 1990 года. В макроэкономическом плане отмечу, что госдолг Украины за пять лет в гривневом эквиваленте вырос на 245%, а объем прямых иностранных инвестиций в национальной экономике сократился на 39%. Украину довели до того, что доходная часть госбюджета на 2019 год формируется на 31,6% от новых заимствований, тогда как 37,5% (417,4 млрд грн) расходов бюджета – выплаты по госдолгу. К примеру, 398,2 млрд грн составляет бюджет Пенсионного фонда, дефицит которого равен 167 млрд грн, или 42% доходов текущего бюджета Пенсионного фонда.

Что касается упомянутого выше европейского уровня жизни, в первую очередь заработных плат и пенсий, то среднемесячная заработная плата в Украине по итогам пяти месяцев 2019 года на 10,5% ниже показателя 2013 года и составляет $365,6. Прожиточный минимум и минимальная пенсия за пять лет сократились в долларовом эквиваленте в 2 раза ‒ со  $147,2 и  $118,8 до $74 и $60 соответственно. Задолженность по выплате заработной платы в сравнении с 2013 годом выросла на 261%. Параллельно стоимость жилищно-коммунальных услуг в стране за этот период возросла в среднем на 710% (в том числе цена на газ – на 961%, тариф на отопление – на 1225%). Вследствие чего задолженность за жилищно-коммунальные услуги выросла на 373% – до 57,2 млрд грн. По итогам 2018 года 11,7 млн пенсионеров имели средний размер пенсии по стране в 2479,2 грн, или $91, а 57,1% населения имеют уровень общих доходов ниже 4440 грн.

Отдельно следует выделить вопросы демографии, миграции и занятости. По итогам первого квартала 2019 года уровень занятости населения в возрасте от 15 лет и старше составлял 50,7%, а среди населения в возрасте 15–70 лет – 57,1%. Уровень безработицы среди рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составил 9,1%, а среди лиц в возрасте 15–70 лет – 9,2%. Количество трудовых мигрантов, по разным оценкам, составляет от 10 млн до 12 млн человек. В 2019 году на 100 умерших приходится лишь 48 новорожденных. По данным ООН, более 60% граждан Украины проживают за чертой бедности, и это уже далеко не европейский уровень жизни.

В этих условиях Украине необходимо радикальное изменение внешнеэкономического курса развития страны. Председатель Политсовета «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктор Медведчук предложил программу, направленную на возвращение к политике многовекторности, основным внешнеполитическим приоритетом которой станет защита интересов Украины – прежде всего в вопросах экономики, развития, привлечения инвестиций и роста благосостояния граждан. В. Медведчук озвучил комплекс мер, направленных на пересмотр кабальных условий участия Украины в рамках УВЗСТ с ЕС, прекращение политики обоюдных санкций и восстановление взаимовыгодных торгово-экономических связей с Россией и странами СНГ. Это приведет к восстановлению кооперационных связей в высокотехнологичных секторах промышленности (авиастроение, судостроение, ракетостроение, машиностроение, приборостроение и др.), возрождению национальной экономики и росту благосостояния граждан Украины.

 

Александр Колтунович, «Оппозиционная платформа ‒ За жизнь»

Опубликовано: 9 июля 2019
×
Присоединиться