Рус Укр
— Развернуть навигацию —

«Земельная реформа» – юридический аспект. Это – государственная измена!

За что сегодня проголосовало 240 «слуг народа» и несколько внефракционных, принимая проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения» №2178-10 можно определить ТРЕМЯ юридическими фактами.

ИНОСТРАНЦЫ СМОГУТ КУПИТЬ УКРАИНСКУЮ ЗЕМЛЮ

Установленный в проекте запрет до 01.01.2024 г. на приобретение в собственность с/х земель юридическими лицами, имеющими контролирующего участника (акционера) – иностранца, является ДЕКЛАРАТИВНЫМ и на практике работать не будет. Поскольку фактически разрешается:

  • иностранцам (иностранным компаниям) купить корпоративные права украинской компании, которая уже владеет с/х землей;
  • купить с/х землю украинскими юридическими лицами, имеющими конечными владельцами нескольких иностранцев (физических лиц) с долей до 25% у каждого;
  • покупать с/х землю украинскими юридическими лицами, в Едином государственном реестре в отношении которых вообще отсутствуют сведения о её конечном бенефициарном собственнике (контроллере).

Так что мы видим ТРИ варианта, которые на выбор будут использоваться иностранцами при покупке украинской земли. Поэтому заявления кого-либо – от президента до народного депутата – о том, что украинская земля не будет продаваться иностранцам, является откровенной манипуляцией и ложью в глаза народу Украины!

КРУПНЫЕ ЛАТИФУНДИСТЫ СМОГУТ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ В СОБСТВЕННОСТИ ОГРОМНЫЕ ОБЪЕМЫ ЗЕМЛИ

Установленные в проекте Закона антимонопольные ограничения относительно концентрации с/х земель у группы связанных лиц также являются декларативными. Прежде всего, невозможен эффективный контроль и установление конечных бенефициаров иностранных юридических лиц, в том числе из-за наличия юрисдикций, не раскрывающих информацию о конечных бенефициарах компаний, зарегистрированных на территории таких юрисдикций.

Кроме того, возникают сомнения в возможности проведения соответствующих проверок при осуществлении каждой сделки купли-продажи с/х земли или корпоративных прав компании, имеющей право собственности на с/х землю, или корпоративных прав её материнской компании.

Также проект не определяет государственный орган, который обязан осуществлять контроль за выполнением установленных запретов и ограничений, и не наделяет такой орган правом на обращение в суд с соответствующим иском в случае выявления соответствующих нарушений. Учитывая требования ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, такой недостаток проекта может вообще сделать невозможным осуществление контроля со стороны государства за установленными в проекте запретами и ограничениями.

ЦЕНА НА ЗЕМЛЮ НЕ ПОВЫСИТСЯ, А УПАДЕТ

Наличие прямого доступа к международному финансированию у крупных сельхозпроизводителей, доступ международных инвесторов с 2024 года к обороту земель, установление лимитов по концентрации земель в собственности группы связанных лиц на значительном уровне (примерно 210 тыс. га на уровне страны, что равняется 2,5 площадям Киева) приведет к расширению доли земельного банка, который обрабатывается большими сельхозпроизводителями. Это, в свою очередь, приведет к снижению средней добавленной стоимости и средней численности работников на 1 га сельхозземель в Украине.

Почему всё это позволяет воплотить на практике проголосованный в первом чтении законопроект №2178-10? Потому что ЗЕ-власть при его написании не учла (или не собиралась учитывать) множество юридических вопросов. А именно:

  1. Не проведена инвентаризация земель по формам собственности и субъектами хозяйствования. Государство точно не знает, какая земля, какого назначения, в какой собственности.
  2. Не решены постоянные проблемы с государственным земельным кадастром (медленное наполнение национальной кадастровой системы сведениями о земельных участках, наложение границ смежных территорий, межевые споры, несоответствие имеющихся систем координат и т.п.);
  3. Отсутствует механизм государственного регулирования рыночного оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения.
  4. Отсутствуют правовые и экономические механизмы эффективной реализации прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения (в первую очередь лицами пожилого возраста, не имеющими наследников).
  5. Отсутствуют механизмы защиты украинских селян от обезземеливания;
  6. Отсутствуют меры по предотвращению тенизации рыночного оборота земель и недопущения их чрезмерной концентрации.
  7. Требует урегулирования размер земельных площадей, которые могут арендоваться интегрированными аграрными формированиями.
  8. Не создана надлежащая инфраструктура рынка земель сельскохозяйственного назначения (земельные аукционы, земельный банк, оценщики, страховые компании, землеустроительные организации, органы регистрации прав, земельный кадастр).
  9. Требует разработки и внедрения механизм осуществления залоговых операций с земельными участками и правами на них для получения долгосрочных кредитов сельскохозяйственными товаропроизводителями.
  10. Требуют усовершенствования методические подходы к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения, обусловленные изменениями в экономике страны.
  11. Не разработаны эффективные механизмы привлечения кредитов под залог прав собственности и пользования сельскохозяйственными землями.
  12. Не урегулирована на законодательном уровне процедура использования нераспределенных и неистребованных земельных участков и земельных долей (паев), земель коллективной собственности, консолидации земель, обмена земельными участками.

Учитывая всё вышеизложенное и руководствуясь исключительно юридической логикой, а не политически мотивированными эмоциями, можно четко заявить, что сегодня состоялся первый шаг на пути предательства интересов государства Украина и его народа. Окончательно он будет сделан, когда за этот проект закона «слуги народа» проголосуют в целом. И за это должна наступить юридическая и политическая ответственность причастных к этому решению лиц.

Григорий Мамка, народный депутат от ОППОЗИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ – ЗА ЖИЗНЬ, доктор юридических наук

Опубликовано: 13 ноября 2019
×
Присоединиться