Рус Укр
— Развернуть навигацию —

Виктор Медведчук: Премьер Гончарук и его команда – это команда дилетантов

Председатель Политсовета партии «Оппозиционная платформа ‒ За жизнь», народный депутат Украины Виктор Медведчук в интервью телеканалу «112 Украина» раскритиковал попытки новой власти ущемлять свободу слова в Украине, а также рассказал о ее нежелании принимать нужные для страны решения.

 

Ведущая: Начнем с наиболее болезненного вопроса для нас как для журналистов. Вчера ВР создала ВСК, которая будет проверять телеканалы NewsOne, «112 Украина» и Zik. По вашему мнению, почему вместо того, чтобы выполнять свои предвыборные обещания, власти решили бороться с телеканалами и хотят их закрыть?

Виктор Медведчук: Ответ на этот вопрос уже есть, и он, на мой взгляд, принципиальный и последовательный. Если оценивать действия власти, а именно господина Зеленского и его команды, которая занимается этими вопросами, я имею в виду вопросами уничтожения свободы слова в Украине, у них это «удачно» получается. Потому что все его заявления во время выборов, в первые дни вхождения на пост президента, его пресс-конференция так называемая, на которой он тоже очень много уделил времени СМИ, его интервью до этой пресс-конференции, которое он давал, и один из каналов, «1+1», транслировал это интервью, где ему задали вопрос – и он рассказывал по поводу того, что они разберутся в определенных каналах, по поводу этих каналов и их финансирования. То есть здесь та позиция, которая сформировалась за все время нахождения при власти господина Зеленского. Я уверен, и у меня есть основания утверждать, что это именно его персональные команды, команды его подчиненных, Офиса президента, господина Богдана, который, как сообщалось неоднократно в СМИ, вмешивался в работу судов, рассматривающих деятельность каналов и решения Национального совета по радио- и телевидению, которые были предметом рассмотрения в различных судебных инстанциях, что привело к тому, что ваш канал, «112 Украина», был лишен лицензии на цифровое вещание, а в отношении канала NewsOne было принято решение о лишении лицензии и подано с этой целью в суд, а в отношении канала ZIK было принято незаконное решение о проведении дополнительной проверки по поводу деятельности этого канала – это все звенья одной цепи. Эта цепь – уничтожение ненужных СМИ, которые занимают независимую позицию, которые дают сбалансированную позицию в информационно-политической сфере, которые, как мы это видим, ежедневно и в ваших экспертных исследованиях, и в различных шоу-форматах на всех трех каналах, которые я перечислил. Речь идет о том, что дается разная точка зрения, в том числе с участием партии власти, монобольшинства, то есть «Слуги народа», представителей других политических сил – как тех, которые представлены в парламенте, так и тех, которые вне парламента, но продолжают вести политическую работу. Это все направлено против этих СМИ. И еще одна особенность: если на первом этапе, скажем, месяц-полтора назад, когда уже шла атака на все ваши каналы, было совершенно понятно, что эта атака целенаправленная, но не было понятно, почему в данной ситуации идет атака на каналы, которые фактически единственные у нас в стране проповедуют мир. И «112 Украина», и NewsOne, и ZIK выступают за прекращение боевых действий и за мирное урегулирование на Донбассе. Именно эти каналы, которые уделяют этому самое большое эфирное время, где обсуждается этот вопрос (независимо от того, какая тема обсуждается, вы к нему или приходите, или вы переходите на его обсуждение) – это вопрос мира и прекращения боевых действий, – почему-то эти каналы стали костью в горле для господина Зеленского и его команды. И в последнее время, эти 1,5 месяца, о которых я говорю, стало известно. Потому что сначала была история и игры вокруг «формулы Штайнмайера», потом были игры в вопросе отвода украинских войск от линии соприкосновения, и споры, и дискуссии на эту тему, более того, с элементами артистизма и участия национал-радикалов, и многое другое, что окончательно сформировало точку зрения, что господин Зеленский и его команда мира не хотят, не обладают политической волей на установление мира, и им это не надо по разным субъективным причинам. Поэтому когда вы задаете вопрос, почему создавалась эта комиссия, то я могу сказать о том, что она создавалась по инициативе господина Зеленского, его партии, и они делают все для того, чтобы закрыть рот независимым телевизионным вещателям, а именно каналу «112 Украина», NewsOne и Zik.

Ведущая: Чем, господин Виктор, еще можно объяснить двойные стандарты народных депутатов: они приходят на эфиры, на ток-шоу, затем возвращаются в ВР и фактически голосуют за уничтожение тех телеканалов, на которые ходят.

Виктор Медведчук: Вы же неоднократно задаете вопросы в эфирах, и я это слышу, и я это читаю и на вашем канале, да и на других каналах, во время проведения подобных шоу формата информационно-политического, вы ж спрашиваете, например, в том числе и вчера задавали вопрос, кажется, по следственной комиссии, когда вы спрашивали одного из тех, кто голосовал за создание этой комиссии. Ведь внятного ответа вы не услышали, потому что голосовала не только «Слуга народа» – они в первую очередь. Потому что их сила, их монобольшинство и создало вот эту базу для принятия решения 226+. Голосовали отдельные представители и других фракций, которые тоже посещают ваши каналы, которые излагают свою точку зрения, которые ее отстаивают, принимают участие в дискуссии. И, естественно, странно: люди ходят на каналы, доносят свои идеи и свою точку зрения до зрителей, а значит, до своих избирателей, и потом голосуют за то, что дает фактически механизм власти, ресурс власти закрыть эти каналы. Ведь когда они объясняют: да, надо проверить – ну кто против проверки? Скажите, а что, надо создавать следственную комиссию по поводу проверки финансирования каналов? А разве недостаточно сегодня правоохранительных органов, которые могли бы взять на себя эту функцию, и они обязаны это делать по закону. И если есть сигналы, есть информация, которая имеет вот этот отрицательный закрас по поводу того, что есть подозрения или есть сомнения, так проверяйте! Возбуждайте, если надо, уголовные дела, расследуйте, привлекайте виновных к ответственности. А при чем тут, как это было при Порошенко, выносить вопрос на ВР и принимать постановление, что СНБО Украины должен лишить лицензии или предпринять другие репрессивные действия в отношении отдельных каналов? Тогда это были каналы «112» и NewsOne. При чем тут создание следственной комиссии? Причем здесь вынесение вопросов, связанных с тем, что эта тема обсуждается, а власть демонстрирует свое участие в этом вопросе. Это ведь только угрозы, это репрессии, которые формируются, сначала с решения Нацсовета, потом с заявления политиков, а потом путем создания следственной комиссии. Это, опять-таки, я хочу еще раз повторить и акцентировать внимание наших зрителей: это звенья одной цепи. Это целенаправленная политика на уничтожение независимых СМИ. Невыгодных, которые не хотят услужливо себя вести по отношению к одной политике: политике, которую сегодня демонстрирует г-н Зеленский. А эта политика на сегодняшний день направлена против мира на Донбассе – ни единого шага, реального, для достижения мира не сделано. Это политика на продолжение тарифного геноцида в стране, это политика на уничтожение нашей экономики, это политика на то, что как десятки миллионов наших граждан были нищими, так они и остаются при этой власти. И даже сегодняшнее голосование в ВР (я только что приехал из зала пленарных заседаний, где они приняли бюджет в первом чтении) свидетельствует о том, что эта политика имеет именно такие характеристики, которые я только что перечислил.  

Ведущая: Как можно защитить в этой ситуации независимые СМИ? И может ли комитет по вопросам свободы слова повлиять на ситуацию?

Виктор Медведчук: Ну вы же знаете, что такие попытки были, и комитет свободы слова, который возглавляется нашим однопартийцем, представителем партии и фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь» господином Шуфричем, рассматривал не далее как позавчера вопрос, связанный с NewsOne, куда приглашался генеральный продюсер NewsOne, где поднимался вопрос. Но суть-то к чему сводится? К тому, о чем мы с вами говорили. Суть сводится к тому, что я утверждаю и продолжаю утверждать: в комитете большинство фактически принадлежит «Слуге народа», и если там было пять человек, то господин Шуфрич голосовал за решение объективное, в защиту СМИ, а 4 представителя «Слуги народа» голосовали против, вот и все. Как это можно по-другому объяснить? Может быть, кто-то может сказать, что это случайно? Может быть, кто-то будет утверждать, что это мнение субъективное этих конкретно депутатов? Нет, это политика партии. Партии, которая именуется сегодня «Слуга народа». Партии, которая возглавляется непосредственно президентом страны. Это партия, которая получает и реализует указания господина Зеленского, господина Богдана и многих других, кто сегодня находится в ее руководстве. Вот вам все. Но это не означает, что кто-то должен сложить руки и принимать вот эти репрессии за должное. Никогда в демократическом обществе (а я считаю, что мы все-таки еще живем, хотя бы и частично, но в демократическом и правовом обществе) не может быть без реакции на нарушение свободы слова, вопросов, которые направлены на уничтожение свободных СМИ, направлены на уничтожение демократии и правовой ситуации в стране, не может не встречать соответствующей реакции и соответствующего противодействия. Поэтому я уверен, что и политики, и политические силы, в том числе и в первую очередь наша политическая сила, будут продолжать защищать СМИ. И вы абсолютно правильно сделали, что обратились фактически во все международные организации. Вы обратились к руководству Европарламента, и я знаю о том, что депутаты Европарламента поднимали эту тему на встрече с госпожой Могерини. И госпожа Могерини на встрече с министрами иностранных дел стран ЕС, куда, кстати, был приглашен наш министр иностранных дел господин Пристайко, озвучила в том числе и те проблемы, о которых говорили депутаты Европарламента в отношении свободы слова и попыток закрытия СМИ, телевизионных вещателей в Украине. Поэтому вам необходимо продолжать эту борьбу. Я считаю, что журналисты и редакции ваших каналов должны это делать, а всегда найдутся те, и в первую очередь наши зрители, которые вас поддержат. Потому что наличие объективной информации, наличие объективного изложения той ситуации, которая имеет место в стране, – это самое важное и самое главное для людей. И я думаю, именно это – залог успеха вашей борьбы. А мы в этой борьбе вас обязательно поддержим.

Ведущая: Еще один важный нюанс, господин Виктор, в этой теме. Некоторое время назад ВР проголосовала, а президент уже и подписал другой спорный закон о совершенствовании процедуры увольнения и назначения членов Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Известно, что у трех членов Нацсовета истек срок полномочий. ГБР расследует возможную растрату государственных средств через закупку мониторингового оборудования, при этом Нацсовет оказывает активное давление на ряд информационных каналов, и его действия могут привести к прекращению вещания. Получается, что своим решением президент и власть фактически легитимизируют давление на каналы?

Виктор Медведчук: Смотрите, в первую очередь, я поддерживаю вашу позицию и точку зрения, сформулированную в вашем вопросе, но я бы подошел совершенно с другой стороны, как юрист. Я имею на это основания и право изложить. Дело в том, что они сами себе создали медвежью услугу, я имею в виду и господин Зеленский, и его партия, и его фракция, которая инициировала этот вопрос. Почему они создали себе медвежью услугу? Принятие закона, подписание его и введение в действие означает, что вот этот факт нарушения в составе Нацсовета, что три, как вы правильно сказали, члена Нацсовета по радио- и телевещанию закончили свои полномочия и не имели права принимать решения и участвовать в принятии решения, они были нелегитимными, а значит, все решения, принятые с их участием, являются нелегитимными. Какие решения? Давайте вспомним, когда наступил этот момент их нелегитимности и прекращения полномочий. Это решения по лишению вас, канала «112», цифровой лицензии, это решение в отношении NewsOne, когда выносили и было принято решение обратиться в суд о лишении спутниковой лицензии. Это вопросы принятия решений в отношении телеканала ZIK о незаконной, как я считаю, дополнительной, внеочередной проверке деятельности этого вещателя. Получается, что эти люди не имели права принимать участие в обсуждении и не имели права голосовать за эти решения. Но они же принимали участие в этом решении. А что подтверждает их нелегитимность? Так принятие этого закона и является подтверждением правоты того, о чем я сейчас сказал и сформулировал. Потому что если бы это все было законно, то зачем надо было принимать этот закон? Ну выполняют они свои обязанности до избрания новых членов совета, ну пусть продолжают выполнять. А коль это утверждено законом, то это означает, что все, что было до того, было незаконным. Именно для этого и потребовался закон, который был принят. Но когда он принят, это означает автоматически признание того факта, что вот то, что было, незаконно. И когда речь идет о трех каналах, о которых мы сейчас ведем дискуссию, вот все эти действия и в отношении ZIK, и в отношении «112», и в отношении NewsOne были незаконными, и сегодня Национальная рада по радио и телевещанию должна их пересмотреть и пересмотреть решение о лишении цифровой лицензии «112», и пересмотреть назначение проверки ZIK, и пересмотреть решение об обращении в отношении канала NewsOne в суд по поводу лишения лицензии. Все эти действия были незаконными, и власть, которая инициировала, приняла, подписала и ввела в действие закон, этот факт подтвердила.

Ведущая: Ну и чтобы закрыть уже тему информационного влияния и борьбы с инакомыслием. Вчера мониторинговая миссия ООН призвала правительство Украины закрыть сайт «Миротворец». Поддержите ли вы такую инициативу и будет ли этот сайт закрыт, на ваш взгляд?

Виктор Медведчук: Я вам хочу сказать, что, безусловно, этот сайт, я когда говорю «сайт», у меня возникают некоторые такие сумбурные по этому поводу ощущения, что это не сайт. Это какой-то мусорный ящик, куда кто-то пытался (а этот кто-то, это, собственно, вот это ядро, идеологическое ядро «партии войны» при прежней власти господина Порошенко) свалить все то, что могло бы свидетельствовать об их реакционности и их радикальности и, более того, запугать всех указанием и фамилий определенных, и данных об этих людях, которые указывались на этом сайте для того, чтобы продемонстрировать, с одной стороны, что эти люди, с их точки зрения, заслуживают всяческого презрения, а с другой стороны, дать повод для национал-радикалов осуществлять те или иные незаконные действия в отношении этих людей. Конечно же, этот сайт, а вы помните, что это не первые попытки его закрыть, потому что оценку этим сайтам неоднократно давали и Евросоюз, и многие представители, и политики стран Евросоюза, и международные организации, но воз и ныне там. И меня очень, скажем, обескуражила позиция председателя Верховной Рады Украины господина Разумкова, который ответил на обращение к нему ООН по поводу закрытия сайта «Миротворец», что Верховная Рада не закрывает сайты. Ну, конечно же, не закрывает, конечно же, не закрывает, прав господин Разумков. Но Верховная Рада может, например, создать следственную комиссию по проверке и уничтожению трех телевизионных каналов, Верховная Рада может сделать еще многое другое. А вот когда речь идет о сайте «Миротворец», который сегодня как камень преткновения стоит в политических воззрениях многих международных организаций, то тогда Верховная Рада здесь ни при чем. И именно подобная позиция свидетельствует о том, что и господин Разумков, и фракция «Слуги народа», и господин Зеленский будут, конечно же, выжидать и занимать позицию по поводу того, чтобы сделать все, чтобы его не закрывать. Потому что, видимо, это звено или это элемент договоренности с национал-радикалами, как эти договоренности есть во многих других вопросах, и они уже сегодня просматриваются. Между Зеленским, его командой и национал-радикалами. Это касается и отведения сил, и участия национал-радикалов, которые якобы помешали Зеленскому отвести силы, якобы ему помешали продолжить мирное урегулирование, которого, как выясняется, он не хотел. Поэтому мы посмотрим на реакцию сегодня, как с этим поступят. Но могу сказать, что сайт «Миротворец» – это позор для Украины, позор для демократической и правовой Украины, если она таковой является.

Ведущая: Господин Виктор, давайте перейдем к оценке деятельности нынешней власти. По результатам последнего соцопроса КМИС, в октябре уровень поддержки власти начал снижаться: рейтинг президента снизился с 73% до 66%, премьер-министра Гончарука – с 17% до 10% и так далее. В чем причина такого снижения? Можно предположить, что будет с рейтингами власти дальше? Ведь традиционно главные проблемы с ЖКХ, инфраструктурой, тарифами у нас проявляются именно зимой, с приходом холодов.

Виктор Медведчук: Во-первых, безусловно, да, рейтинги будут снижаться. И для того, чтобы они не снижались, власти надо начинать действовать, надо делать конкретные шаги, направленные в интересах людей. Вы перечислили причины, по которым вы считаете, и я поддерживаю как объективную позицию, в отношении того, что мы идем в зиму, и все вопросы, связанные с тарифами, все вопросы, связанные с жизнедеятельностью наших людей, связанные с уровнем благосостояния и уровнем дохода людей, которые оставляют желать лучшего и не изменились. Если сравнивать с той ситуацией, которая имела место при прежней власти, это все остается. И если власть не поменяет свою позицию и свои действия, безусловно, все будет продолжаться, в том числе и через падение рейтингов господина Зеленского и его команды. Но вы не назвали главный вопрос. Я считаю, что главным определяющим вопросом, почему произошло это снижение, является то, что люди начинают прозревать в вопросе того, насколько господин Зеленский собирается и насколько он способен прекратить боевые действия и установить мир на Донбассе. Я думаю, что это главный критерий. Я так считаю. Потому что 80% граждан Украины хотят мира и высказывают эту позицию в течение всех последних лет. И эти ожидания, которые были заложены через доверие, полученное и господином Зеленским и его партией на выборах, и на президентских, и на парламентских, эти ожидания сейчас, как завышенные, начинают таять. И этот процесс таяния пошел. И если господин Зеленский продолжит политику ничегонеделания, как я ее называю, и политику объяснений, почему он ничего не делает в вопросе мира и прекращения боевых действий, то я думаю, что здесь будут и другие темпы падения его рейтинга. Это самый главный вопрос. А безусловно, во всем остальном вы правы, потому что нет никаких сдвижек ни в одном вопросе. И когда мы сегодня видим программу правительства, когда мы видим тот бюджет, который начал идти по пути утверждения (он утвержден в первом чтении), мы понимаем, что ничего хорошего в плане добавления, или подтверждения, или удержания авторитета господину Зеленскому и его команде дальнейшие шаги в вопросах экономики, в вопросах социальной сферы не принесут.

Ведущая: Каким образом на популярность власти влияют такие случаи, как, например, недавний: выступление премьер-министра на концерте ультраправой музыкальной группы? Кстати, это случайное совпадение или все же демонстрация идейной позиции? Как оцениваете вообще уровень компетентности премьер-министра Алексея Гончарука? Отвечает ли он требованиям к должности, на которую его назначили?

Виктор Медведчук: Я хочу сказать, что правительство в целом и господин Гончарук как премьер-министр Украины – это команда дилетантов. И у меня есть все основания это утверждать и достаточно аргументов, я думаю, что не хватит эфирного времени для того, чтобы я их все перечислил. Я никогда не поверю, как человек, который в определенное время имел отношение к власти, что премьер-министр мог просто куда-то пойти, не зная, куда он идет, зачем и почему он туда идет. Если вы вспомните его высказывание на этом так называемом вечере, если вы вспомните то, как он был одет на этом вечере, если вы вспомните, с чем и к кому он обращался на этом вечере, то, естественно, это последовательная и принципиальная позиция человека, который верит в то, что это надо, верит в тех людей, к которым он обращался, верит в ту тематику, которая является частью идеологемы, заложенной и лежащей в основе этого вечера. Именно поэтому мы так отреагировали, я имею в виду «Оппозиционная платформа – За жизнь», когда заявили, что он должен быть отправлен в отставку. Более того, я, например, уверен, что эта информация разошлась уже не только в Европе, но и по всему миру. С течением определенного времени господин Гончарук станет нерукоподаваемым на Западе, это очень серьезная оценка и очень серьезная характеристика. Потому что человек, который может поддерживать признаки или людей, которые исповедуют в той или иной части нацистскую идеологию, человек, который может, занимая высокий пост в стране, участвовать в подобных мероприятиях, вряд ли может занимать такую высокую должность. Я уже не говорю о его профессиональных качествах, потому что здесь отдельная тема. Она явствует из той программы, которая, к сожалению, утверждена фракцией и партией «Слуга народа» в парламенте, и из того бюджета, который разработан и подан. Но здесь это еще и окрас его как человека, который способен воспринимать то, что является чуждым для всего цивилизованного мира. Поэтому здесь оценку мы ему дали, и я думаю, что эта оценка будет только нарастать. Собственно говоря, если вспомнить процитированные вами рейтинги, когда его уровень доверия, и так невысокий для одного из руководителей нашего государства, с 17% упал до 10%, то это тоже свидетельство: здесь больше профессиональных качеств. Потому что я думаю, что участие в этом «замечательном» мероприятии еще не было доведено до людей и не сыграло свою соответствующую объективную роль в его оценке. Я думаю, что это его еще ожидает в будущем. Но уже это падение свидетельствует о том, что от человека, от которого ждут, люди, которые ждут, понимают, что ждать нечего и не от кого, к сожалению.

Ведущая: Другой пример – скандалы вокруг сделок с приватизацией. Стоит вспомнить Александра Ткаченко. Известно, что депутаты от «Оппозиционной платформы – За жизнь» подали депутатское обращение, в котором указали, что Александр Ткаченко пытается пролоббировать приватизацию Одесской киностудии, в которой ему уже принадлежит 49%. Каким образом такие действия власти могут отображаться на ее поддержке среди населения?

Виктор Медведчук: Я думаю, это абсолютно объективно будет отражаться на поддержке власти, потому что г-н Ткаченко, как председатель комитета, как один из членов команды г-на Зеленского, сегодня осуществляет деятельность, которая, естественно, положительных оценок в обществе не получит и не вызовет по одной простой причине: в данной ситуации, и это было правильно отмечено в том числе и нашими депутатами, которые обратились и в НАБУ, и в ГБР о возбуждении уголовного преследования г-на Ткаченко, я считаю, законного и обоснованного с учетом того, что здесь есть серьезная, причем уже подтвержденная во многом, коррупционная составляющая. Речь идет об элементарной коррупции в интересах г-на Ткаченко. Можете себе представить, сейчас он председатель комитета, а завтра он может стать, и мы уже знаем, что есть реальные, веские основания так утверждать, главой администрации в городе Киеве. Можете себе представить, человек, который обвиняется в коррупции, сегодня может быть назначен на высокую должность руководителя города Киева. Как к этому отнесутся киевляне? Какую оценку дадут наши украинские граждане? Я считаю, что здесь однозначно, учитывая коррупционную составляющую, этот человек должен нести ответственность в соответствии с законом. И он должен не предлагаться в качестве претендента на высокую должность как соискатель на эту должность, он должен получить правовую оценку своей деятельности. Потому что подобные действия с его стороны, они не просто бросают тень, это обвинение не г-ну Ткаченко. Это обвинение г-ну Зеленскому и его команде, что пришли люди, которые ничем не отличаются в своих действиях от той команды, которая была отправлена в отставку в результате президентских и парламентских выборов. Эти люди пришли к власти, эти люди сегодня пытаются, в том числе и через законодательную власть, через монобольшинство в ВР, проводить те законы и ту политику, которая выгодна лично им, а не украинскому народу. Эта политика ни в коей мере не влияет на улучшение уровня благосостояния или уровня доходов. Она влияет на уровень доходов, но отдельных лиц. В данном случае тот законопроект, который был пролоббирован, который был проведен, руководство по проведению и голосованию которого осуществлял г-н Ткаченко, – это закон на увеличение и улучшение доходов лично его и его приближенных. Поэтому, естественно, подобная политика, я уверен, если не сегодня, то завтра найдет объективное отражение на авторитете власти в целом, в том числе и через этот конкретный поступок. 

Ведущая: Власть инициирует новую распродажу государственных предприятий. Как вы оцениваете такую инициативу?

Виктор Медведчук: Ну, вы знаете, это самый легкий способ зарабатывать деньги и заработать деньги, которые могли бы использоваться во многих тех программах, которые господа из «Слуги народа» и господин Зеленский наобещали, а когда дело дошло до реализации, то не знают, как это сделать и где найти средства. Хотя говорить о том, что в условиях кризиса экономического, в условиях, когда страна находится в условиях кризиса в экономике, в экономическом развитии, и экономика страны падает, что-то продавать государственное – это является не просто неправильным, это является преступным. И поэтому здесь приватизации… Особенно вы обратите внимание на синхронность действий. Сначала во время подготовительных заседаний к работе, к началу работы ВР, они предлагают, а потом и голосованием ликвидируют комиссию по приватизации. А ведь комиссия по приватизации была создана начиная с независимости Украины и с первых созывов ВР контролировала именно переход государственной собственности в результате приватизации в частную. Сначала ликвидируют эту комиссию, потом подают несколько законопроектов лоббистских по приватизации, в том числе и в вопросе той же Одесской киностудии, касающейся господина Ткаченко. Сейчас они ликвидировали список, запрещенный к приватизации, им можно любой из объектов выбирать и выносить решение по поводу его приватизации. Естественно, что это коснется, подобная политика, преступная, коррупционная политика, она коснется лакомых кусочков государственной собственности, которые еще остаются, и это, к сожалению, может коснуться объектов и предприятий стратегических, которые должны оставаться в государственной собственности. Ведь список предприятий, запрещенных к приватизации, для того и утверждался, что есть ряд стратегических предприятий, которые должны всегда оставаться в государственной собственности, под контролем государства. Так вот, сначала комиссия, а потом отмена списка означает то, что сейчас некоторые лоббисты из власти, или от власти, или при власти господина Зеленского пойдут по пути приватизации этих лакомых кусочков. Поэтому я считаю, что подобная деятельность является преступной. Во-первых, нельзя продавать то, что сегодня стоит очень дешево, или фактически это произойдет за копейки, а во-вторых, нельзя продавать все, даже за большие деньги, если речь идет о стратегических объектах, направленных на функционирование государства в целом. Поэтому подобные действия – это снова-таки частные инициативы в интересах одной политической силы и в интересах одной команды при власти.

Ведущая: Вчера был задержан Гладковский, фигурант дела о растратах в «Укроборонпроме». Почему только сейчас? Свидетельствует ли это о начале анонсированного когда-то сезона посадок?

Виктор Медведчук: Ну, вы знаете, я в первую очередь хочу сказать как человек, который в своей жизни очень много занимался юридической практикой и работал в правоприменительной системе, о том, что подобные объявления, вот которые сейчас очень часто повторяют, в том числе и в СМИ, по поводу весны, «придет весна – начнутся посадки», все остальное – это не более чем пиар-акция. Более того, я вам хочу сказать, что это позорная пиар-акция, потому что надо не говорить, а делать. Я твердо стою на позиции: кого бы это ни касалось в нашем обществе, любого гражданина, независимо от должности, независимо от заслуг, если он виноват в том или ином преступлении, то он должен быть привлечен к ответственности. И если суд сочтет возможным и необходимым, а самое главное, доказанной вину того или иного человека, он должен быть привлечен к ответственности. А вот эти объявления, вот эти пиар-акции, когда, с одной стороны, нападают на кого-то, а он отвечает тем, что он якобы делает и приводит в реализацию вот эти принципы, которые были, я считаю, неправильно и не по-государственному провозглашены, – это, конечно, не просто вред, это, с другой стороны, тоже преступная деятельность. Потому что, во-первых, все правонарушения должны быть зафиксированы, во-вторых, лица, виновные в этих правонарушениях, должны быть привлечены к ответственности, и никто не должен уйти от этой ответственности. А говорить о том, «почему задержали сейчас, а не 2 месяца тому назад», можно уже и спросить: а почему не задержали, если были основания, или не привлекли к ответственности еще при прежней власти? Безусловно, вы скажете: там были связи господина Порошенко с господином Гладковским. А что мешало после мая привлечь к ответственности? И мы ведь этого до конца не знаем, потому что для того, чтобы это обсуждать или, более того, утверждать, как это делают многие политики, к сожалению, что я не признаю, не имея для этого веских оснований, надо действительно иметь аргументы, и эти аргументы должны в первую очередь лечь в основу приговора суда. Если такие аргументы есть и если они лягут в основу приговора суда, который вступит в законную силу, тогда мы будем говорить о том, что этот человек или эти люди совершили преступление и понесли заслуженное наказание. А все остальное – это пиар-акции, это политически мотивированные действия, это угроза репрессий или это непосредственно политические или уголовно-правовые репрессии. Ни одно из этих обстоятельств не должно иметь место. Должно иметь место объективное расследование, привлечение к ответственности всех, кто совершил те действия, которые подпадают под признаки уголовных преступлений. И все это должно заканчиваться приговором суда. Только тогда мы будем считать, и мы можем утверждать, что мы живем действительно не просто в демократическом, а в правовом государстве.

Ведущая: Вместе с тем есть заявления, что генпрокурор Рябошапка блокирует расследование в отношении представителей прежней власти. Как вы это можете прокомментировать?

Виктор Медведчук: Вы знаете, я не могу это комментировать по одной простой причине: потому что я не знаю, насколько подобные обвинения или подозрения, которые в том числе прозвучали в вашем вопросе, действительно имеют место в действиях генерального прокурора. Если они имеют место, то генеральный прокурор тоже должен быть привлечен к ответственности – или к дисциплинарной, или к любой другой. И если это имеет место или может иметь место, то это не может быть терпимо, опять-таки, в правовом государстве. Поэтому в данной ситуации то, что такие сигналы есть и они раздаются в средствах массовой информации, – это хорошо. Потому что они принуждают в том числе и органы прокуратуры, и руководство, и лично господина Рябошапку следовать закону и стоять на позициях закона для того, чтобы там, где надо, предъявлять обвинения и привлекать к ответственности, а там, где не надо, и там, где нет таких оснований, заявлять такую позицию по поводу того или иного. В любом случае это стимул, но говорить о том, что подобные заявления можно рассматривать как обвинения, касающееся того или иного лица, в том числе и руководителя правоохранительного органа, я бы не стал.

Ведущая: Господин Виктор, пойдем дальше. Есть еще к вам несколько вопросов, связанных с ситуацией на Донбассе. Сейчас идет подготовка к разведению сил в Золотом, Петровском. Как вы считаете, произойдет ли это разведение и что больше всего мешает этому процессу?

Виктор Медведчук: Во-первых, состоится или нет? Это обязательно состоится, если на это будет политическая воля президента Украины господина Зеленского. Во-вторых, то, что ведется такая подготовка, это очень хорошо. То, что есть такие намерения, это великолепно. Но реализация может иметь место только при принципиальной позиции. Я, например, не понимаю, почему это не произошло до сегодняшнего дня. Почему и какие основания были положены в основу того, что это не закончилось тем, что предусмотрено как основание для дальнейшего продвижения в вопросах мира вперед и созыва в том числе и «нормандского формата»? Почему? Потому что объяснения по поводу того, что национал-радикалы не дали этого сделать, я серьезно воспринимать не могу. И считаю, что власть, которая пошла на уступки национал-радикалам, которые помешали развести в данном случае или отвести наши вооруженные силы, подразделения наших вооруженных сил от линии соприкосновения, это не более чем отговорка. Потому что тогда у нас в стране нет власти и власть не обладает монополией на применение силы, которая гарантирована власти Конституцией Украины. Если есть какие-то другие соображения, мне могут привести в качестве аргумента, что были проведены многочисленные акции, митинги, протестные акции, в том числе и в Киеве, и во многих городах. Некоторые органы местного самоуправления и областные районные советы рассматривали этот вопрос и призывали к невыполнению «формулы Штайнмайера». Да, это может все иметь место. Да, люди и граждане Украины, в соответствии с Конституцией, имеют право на протестные акции. Но власть, которая облачена полномочиями на выполнение и реализацию власти, власть, которая пришла сегодня и заняла кабинеты, на всех должностных позициях в нашей стране, она шла именно с главным знаменем и на этом знамени, кроме всего прочего, но главным – как черным по белому или белым по черному: «Мир на Донбассе. Возвращение Донбасса в Украину и Украины на Донбасс. Прекращение боевых действий». И власть хорошо знает, что до 80% наших граждан поддерживают мирное урегулирование. Власть знает, что она должна принести мир и прекратить боевые действия, и она должна действовать именно в этом русле. И не только проявлять политическую волю, направленную на мир, но и реализовывать эту политику. Тем более, что и поддержка «формулы Штайнмайера» Украиной, и дальнейшие шаги, о которых говорили представители киевской власти, команда Зеленского, были поддержаны и в Европе, Брюсселе, Берлине, Париже, Вашингтоне, и в Донецке, и в Луганске, и в Москве, и власть должна была двигаться этим путем. Выполнением Минских соглашений, реализацией «формулы Штайнмайера», которая является реализацией отдельных пунктов минского соглашения, разведением сил. Создавать основу для встречи в «нормандском формате», готовить проект решения для «нормандского формата», принимать все эти решения, которые непосредственно могут приблизить мир и прекратить боевые действия. Но власть пошла другим путем. Этот другой путь я называю отсутствием политической воли на мир и отсутствием желания сегодня прекратить боевые действия и установить мир. Сегодня позиция команды Зеленского, на мой взгляд, объективно характеризуется именно таким образом.

Ведущая: Господин Виктор, еще несколько вопросов по экономике. Сегодня ВР приняла в первом чтении государственный бюджет-2020. Какую оценку вы бы поставили этому документу и насколько в бюджете-2020 учтены обещания Зеленского и его команды?

Виктор Медведчук: Если говорить об оценке, все зависит, от какой шкалы. Но в любом случае это будет от нуля до единицы. Ну, может быть, до двойки – по любой шкале оценки подобного бюджета, предложенного сегодня командой Зеленского, который был, к сожалению, в том числе и к сожалению нашей фракции, утвержден в первом чтении ВР. Мы, наша фракция, голосовали против этого бюджета. Если его сопоставлять с тем критерием, который вы высказали в своем вопросе, а это критерий, насколько это отвечает обещаниям г-на Зеленского и партии «Слуга народа», то я вам хочу сказать: эти обещания ни в коей мере даже не приблизились к реализации через тот бюджет, который утвержден в первом чтении. Даже не приблизились. Это бюджет бедности. Это бюджет, который ничем не отличается от бюджетов, принимаемых ВР в 14–19-х годах. Это бюджет дальнейшего экономического кризиса, бюджет, который направлен на сворачивание социальных стандартов. Это бюджет, где не заложены средства на развитие экономики, для изменения экономического курса, а мы считаем это крайне необходимым и жизненно важным – радикальное изменение экономического курса в стране. Это бюджет, который не отвечает сегодня чаяниям и ожиданиям людей. Когда люди это поймут, я уверен, они дадут объективную оценку. Конечно же, его еще можно исправить в ходе подготовки ко второму чтению. Но я в этом очень серьезно, к сожалению, сомневаюсь, потому что в этом плане есть политика г-на Зеленского, его правительства и его фракции в парламенте, и они твердо решили идти именно по этому пути. Так вот, возвращаясь к началу вашего вопроса: ни одно из обещаний г-на Зеленского и его партии в этом бюджете не выполнено. И не будет выполнено, если этот бюджет будет принят, будет реализован в следующем, 2020 году. 

Ведущая: Сегодня утром состоялось заседание аграрного комитета. Состоялось оно неожиданно, его перенесли с 14:00 на 9:00. И, как говорили присутствующие на этом заседании депутаты, там буквально за каких-то 8 минут без прессы, в закрытом режиме, обсуждались 11 альтернативных законопроектов и был поддержан проект закона, представленный, собственно, «Слугой народа». К чему такая спешка, на ваш взгляд?

Виктор Медведчук: Пытаются пролоббировать и протолкнуть закон о продаже земель сельскохозяйственного назначения. Такое указание Украина и киевская власть получила от МВФ. Это указание идет от фонда Сороса, а представителей фонда Сороса в Украине во власти сегодня так много, как не было никогда, я имею в виду и парламент, я имею в виду и правительство, и власть в целом. И это именно эти силы проталкивают сегодня любой ценой, любой ценой, несмотря на серьезные риски потери авторитета и рейтинга власти, для того чтобы реализовать эту формулу продажи земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и иностранцам, и иностранным компаниям. И то, что происходило сегодня утром (к счастью, это было вскрыто и отмечалось представителями всех фракций в парламенте, что этого делать нельзя), – это, конечно же, результат дилетантства. Это, конечно же, результат вот той позиции, которая «любой ценой» – позиция именуется «любой ценой добиться продажи земли». Но мне кажется, это еще и полное отсутствие ответственности, осознания того, к чему это приведет. Потому что вот земля, если сравнивать землю с «формулой Штайнмайера», то «формула Штайнмайера» – это как бы не просто детские игры, это какие-то детские шалости, так покажется это власти, если они смогут протолкнуть вот таким путем незаконным, без референдума, без согласования, без обсуждения, без дискуссий, вопрос продажи земель сельскохозяйственного назначения. И для власти это может сыграть очень серьезную, очень серьезную медвежью услугу, которая может не просто поколебать их рейтинг и авторитет, а может вообще поставить точку в вопросе того, насколько эта власть сможет дальше оставаться властью.

Ведущая: Спасибо за интервью!

Опубликовано: 19 октября 2019
×
Присоединиться